История
История города


О Рыбинске много сказано и написано… «Я здесь нашёл то, чего не встречал в других городах» или «Весь город понимает важность своего значения для России, мы город богатый, который поневоле всякий уважает» - писал русский поэт, публицист И.А. Аксаков в своих письмах к родным из Ярославской губернии в XIX веке.

Рыбинск остается загадкой для историков и археологов. Многочисленные следы стоянок эпохи каменного века позволяют предположить, что территория Рыбинской земли была заселена уже в X-VIII тыс. до н.э.

1071 г. – первое упоминание об Усть-Шексне
Впервые о поселении, древнем предшественнике Рыбинска, упоминается у летописца Нестора в 1071 году. «Повесть временных лет» говорит о нем как о месте казни зачинщиков голодного бунта. Находки археологов свидетельствуют о том, что Усть-Шексна была крупным торгово-ремесленным и металлургическим центром. Именно с 1071 года теперь ведется летоисчисление Рыбинска. Прежде отсчет вели с 1777 года, когда Екатерина II присвоила Рыбной слободе статус города.



1504 г. - Рыбная Слобода
Первое упоминание о Рыбной Слободе встречается в духовной грамоте Ивана III 1504 года. Поселение обосновалось на правом берегу Волги и приобрело статус «Великого Государя Дворцовой ловецкой слободы». Жители слободы в изобилии поставляли рыбу - осетров, белорыбиц, стерлядь - к царскому столу.

С эпохой Петра I наступила новая пора жизни для слободы. По его указу построили Вышневолоцкую водную систему, соединившую Астрахань и Петербург. Близ Рыбной Слободы Волга становилась мельче, поэтому огромный поток грузов, следовавших к Санкт-Петербургу, приходилось перегружать на мелкоосадочные, «зарыбинские» суденышки. Таким образом Рыбная Слобода превращается в важнейший перевалочный пункт на Верхней Волге, что создает условия для развития торговли. К этому периоду относится зарождение рыбинского купечества.



1777 – статус города, расцвет Рыбинска
К середине XVIII века Рыбная Слобода стала одним из крупнейших речных портов России. В этом убедилась императрица Екатерина II, когда в 1767 году совершала путешествие по Волге. Рыбинские жители тщательно готовились к визиту императрицы – строили новые дома, приводили в порядок старые; в подарок ей было сделано роскошное кресло. Дорогу по улице Крестовой купеческие жены в знак глубочайшего преклонения перед императрицей выстлали своими платками. В 1777 году Екатерина II подписала Указ о преобразовании Рыбной Слободы в город Рыбной. Это название постепенно трансформировалось в «Рыбинск».

С XVIII века город застраивался по единому плану, созданному Ярославским губернским архитектором И. Левенгагеном: одни улицы параллельны берегу Волги, другие строго перпендикулярны, классические квадратные кварталы. Жители купеческого городка были весьма состоятельны, поэтому при небольшой численности населения и уездном статусе Рыбинск имел многие учреждения, свойственные большим городам: гимназии, училища, библиотеки.

В XIX в. открыли еще две водные системы – Мариинскую и Тихвинскую. Количество грузов, следующих через Рыбинск, росло с каждым годом. По размаху хлебной торговли Рыбинск был сравним с Одессой или американским Чикаго. Основной движущей силой речного флота того времени были бурлаки. В середине XIX века, когда население Рыбинска составляло около 7 тысяч человек, во время навигации в город приходило более 130 тысяч речных работников. Рыбинск называли тогда столицей бурлаков. Первый в стране пароход отправился тоже от рыбинских берегов. В 1846 году его привезли сюда из-за границы в разобранном виде, собрали, назвали «Волга» и отправили в первый рейс, в Самару. Позже местные купцы стали самыми крупными судовладельцами на Волге. Массовое развитие пароходства на Волге привело к тому, что к 1870 году бурлаков на Волге не осталось.



Рыбинск купеческий
В Рыбинске сложились целые купеческие династии. Интересен факт: в первой половине XIX века каждый девятый рыбинец был купцом, а каждый третий купец – торговец хлебом. Именно здесь в 1842 году открылась хлебная биржа – первая в провинциальной России.

Развивалась в Рыбинске и промышленность. Купец Н. Журавлёв в 1859 году построил в окрестностях города крупнейшую в Европе канатную фабрику, затем кирпичный и судостроительный заводы (затоплены при строительстве водохранилища в 1940 году). Созданы чугунолитейный завод Головина и железнодорожные мастерские (на базе которых ныне работает завод дорожных машин «Раскат»). Действовали в Рыбинске крупные мукомольные фабрики купцов Е. Калашникова и А. Галунова. Возникло большое складское хозяйство, в том числе один из первых нефтяных складов братьев Нобелей. В начале XX века в городе появилась электростанция, водопровод, электрическое освещение улиц. Хлеба и товаров к тому времени привозилось в Рыбинск до 1,5 миллионов тонн на сумму около 75 миллионов рублей.

В 1907 году братья Нобели построили существующий до сих пор судостроительный завод в посёлке Слип. Во время Первой мировой войны в город были эвакуированы предприятия, давшие начало ныне действующим заводам: на базе предприятия «Феникс» возник «Полиграфмаш», а на основе завода «Рессора» - судостроительное предприятие «Вымпел». В 1916 году началось строительство автомобильного завода «Рено», из которого потом вырос моторостроительный завод, сегодня ОАО НПО «Сатурн».



Рыбинск в советское время
В начале 1930 годов в Рыбинске осваивали серийное производство авиационных двигателей, печатных машин для полиграфической промышленности, различной техники для строительства дорог, современного оборудования для спичечных фабрик, очковой оптики. Именно с этого момента Рыбинск стал крупным промышленным центром. В 1932 году в городе открылся Рыбинский авиационный институт. В 1941 году началось плановое заполнение крупнейшего в центральной России рукотворного водоема – Рыбинского моря, во многом изменившего не только облик, но и климат региона.



Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. жители города, обладающие техническими специальностями, особенно часто служили в авиации и танковых войсках. Сорок девять человек стали Героями Советского Союза. Боевые действия непосредственно не затронули город, но на подступах по берегу Волги возводились оборонительные сооружения, остатки которых сохранились до сих пор. Стратегические объекты, в том числе завод авиационных моторов и авиационный институт, были временно эвакуированы в Уфу. В послевоенный период в Рыбинске, кроме уже существующего машиностроения, развивалось приборостроение и электротехническая промышленность.

В советское время Рыбинск успел сменить три названия: в 1946 переименован в «Щербаков» (в честь политика Александра Щербакова), в 1957 году городу было возвращено историческое название, а в 1984 году он вновь переименован — в «Андропов» (в честь генерального секретаря Юрия Андропова). В 1989 году название «Рыбинск» было возвращено городу.



Рыбинск на рубеже тысячелетий
К 1997 году в Рыбинске проживало 245 тыс. человек. Самым крупным промышленным комплексом был моторостроительный завод – ОАО «Рыбинские моторы» (позже – ОАО «НПО «Сатурн»). Строительство новых школ, больниц, здравниц на протяжении многих десятилетий не проходило без участия этого предприятия. В сложное экономическое для страны время, с переходом на новые рыночные условия, многие предприятия города прошли реструктуризацию, работа некоторых приостановлена.

Тем не менее, к первому десятилетию XXI века Рыбинск как промышленный город подошел с большими планами, которым суждено было сбыться. По итогам голосования 4 сентября 2005 года город с 2006 года наделён статусом городского округа.

Началось восстановление и развитие сфер энергетики и электротехнической промышленности («Рыбинсккабель», «Рыбинскэлектрокабель»), машиностроения (НПО «Сатурн», ОАО «Сатурн — Газовые турбины», ОАО «Русская механика», ООО «Завод "Дорожных машин"», завод дорожных машин ОАО «Раскат», ОАО «Завод гидромеханизации»), деревообрабатывающей (мебельная фабрика «Свобода»), лёгкой, пищевой промышленности, судостроения (судостроительный завод «Вымпел», «Верфь братьев Нобель», «Рыбинская верфь»), приборостроения («Рыбинский завод приборостроения»). Наиболее крупным предприятием города по-прежнему оставалось ОАО «НПО «Сатурн».



Современный Рыбинск
Современный Рыбинск - крупный индустриальный центр с удивительной историей. Это город контрастов. Из исторического центра с узенькими улочками и купеческими особняками Вы попадаете на широкие проспекты многоэтажных молодых районов города, возникших вокруг крупных предприятий.

В историческом прошлом города нашли отражение все этапы российской истории. Огромной популярностью у жителей и гостей города пользуется Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Музей Мологского края. Зародилась и окрепла «культурная индустрия»: Рыбинский драматический театр; Театр кукол; Центр народного творчества; иконописная мастерская «Лик».

Здесь проходят разнообразные массовые и светские мероприятия, многие из которых стали визитной карточкой города: Проводы русской зимы, Международный день театра, День города, Фестиваль поэзии и песни памяти Льва Ошанина, День купца и многие другие.

Любители активного туризма могут посетить спортивный комплекс «Полет», Дворец спорта «Метеор», Центр лыжного спорта и отдыха «Дёмино», где проходят различные спортивные состязания, чемпионаты и первенства России по лыжным гонкам, самбо, гиревому спорту, шорт-треку, ачери-биатлону, стрельбе из лука, парусному спорту, морскому многоборью.



Последние годы привлекательный имидж создает и индустрия развлечений, ставшая неотъемлемой частью облика современного Рыбинска, благосостояния и качества жизни его жителей.

Квалифицированные кадры для экономики округа готовят 7 высших и 17 профессиональных средних учебных заведений. Ведущее место принадлежит Рыбинской государственной авиационной технологической академии (с 2011 года – университету) имени П. А. Соловьева. Рыбинск и его окрестности - одно из самых красивых мест средней полосы России. На побережье Рыбинского водохранилища есть все возможности для охоты, рыбалки, отдыха, морских прогулок.

Рыбинск – это город для бизнеса и инвестиций. Сегодня основными видами выпускаемой в городе продукции являются авиационные двигатели, тракторные дизели, снегоходы, корабли различного назначения, дорожные катки, полиграфическое оборудование, кабели, мебель, печатная продукция. В больших масштабах осуществляется переработка и хранение зерна, производство комбикормов, мяса куры, яиц, пива, кондитерских изделий, мясо-молочной продукции.



Рыбинск располагает благоприятными условиями для развития. Наличие в городе научно-образовательной базы и многоотраслевого комплекса, активная поддержка органов власти и местного бизнес-сообщества различных секторов экономики, деятельность малых и средних предприятий, кооперация в производственных процессах между малым бизнесом и крупными промышленными предприятиями дают возможность городу развивать высокотехнологичные и инновационные отрасли. Главным фактором социально-экономического развития города остаются 48 крупных промышленных предприятий.

Сегодня как никогда Рыбинск достоин посещения. Здесь есть интересная история, замечательная природа, возможности для отдыха, путешествий и люди, которые любят свой город и гордятся им.